Коммуникации успешного бухгалтера

Участники Первого Клуба бухгалтеров, организованного ОО «Белорусское общество профессиональных бухгалтеров» при поддержке компании «РСМ Бел Аудит», — а это более 20 главных бухгалтеров, финансистов высокого уровня – на несколько часов переместились на площадку тренинга «Личная эффективность главного бухгалтера или мой коммуникативный стиль».

Такую тему предложила Валерия Красневская – эксперт в области управления персоналом, организационный консультант.

Сложность и ответственность профессии, множественность взаимосвязей, высокая концентрация знаний и навыков во-многом предопределяют и возникновение риска «пиковых» ситуаций во взаимоотношениях с коллегами, клиентами, да и вне работы, — считает Председатель Правления Белорусского общества профессиональных бухгалтеров Валентина Неизвестная.

Актуальность темы эффективности коммуникаций признали сами участники Клуба. Это было нелегко — публично рассказать о конфликтах с начальником, сотрудниками других подразделений и своими домашними. Бытовые проблемы обсуждались параллельно с анализом бизнес-процессов на предприятиях. Оказалось, что это даже полезно, особенно в женской компании.

Разные сферы экономической деятельности – но сходные проблемы, признают Ольга Шибеко и Светлана Деревянко.

Сколько бухгалтеров, столько мнений и проблем. Но профессиональный и жизненный опыт уравнивает всех.

Многим бухгалтерам легче работать с цифрами, чем с людьми. Даже не будучи слишком  эмоциональными, мы порой устаем от коммуникаций, тратим много нервов, даже если все бизнес-процессы налажены, — есть такие проблемы и они понятны вроде, но решить непросто.

Одна из самых актуальных проблем – конфликт поколений. Нередко молодые кадры не желают учиться, изучать нормативные документы и методическую литературу. Новичкам проще механически делать то, что показали «на пальцах». Они согласны работать лишь «от сих до сих», категорически отказываясь задерживаться во внеурочное время, как бы ни «горели» отчеты и другие важные дела. В результате «закрывать амбразуры» приходится тем, кто постарше.

Еще одна извечная беда – отношения с коллегами по компании. В других структурных подразделениях витает убеждение, что бухгалтер – «враг народа»: то ли шаман, непонятно чем занимающийся, то ли агент налоговых органов, то ли вообще лишнее звено. К каким только ухищрениями ни приходится прибегать, чтобы развеять такие стереотипы. С этим согласны все участницы клуба. «Хотелось бы работать в приятной обстановке, но гораздо чаще приходится сталкиваться с враждебностью, – делились они. – Порой приходится чуть ли не «танцевать» перед молодыми работниками, убеждая их исполнять свои обязанности.

«Когда бухгалтер с опытом работы 5 лет пишет в объяснительной записке, что «амортизация начисляется в системе автоматически, а неточность (на огромную сумму) произошла из-за этого», то хочется плакать. – пожаловалась одна из участниц Клуба. Действительно, некоторые бухгалтеры искренне полагают, что если учет автоматизирован, проверять ничего не нужно – как машина сосчитала, так и будет.

Правда, если правильно отладить работу, особая «дрессировка» не понадобится, полагают опытные главбухи. Если новичка отдел кадров при приеме на работу ознакомит с подробными инструкциями, непосредственный начальник проведет «введет» в дело и укажет роль в реализации бухгалтерских процессов. Лишь после этого можно приступать к работе — полагают Элла Мартыненко и Елена Петухова.

А вот Наталья Сырова, главбух с огромным опытом, пожелала всем бухгалтерам, при достижении определенного возраста, быть получать настоящее удовлетворение от работы. «Я – главный бухгалтер, есть компетентные замы, ведущие самостоятельные направления.  Все организовано, все процессы работают. Могу себе позволить не сидеть сутки напролет на работе, а просто получать от нее удовольствие».

Такое «понимание профессии» — успешный профессионал и просто счастливая женщина,   очень импонирует Виктории Шевченко.

На тренинге были названы несколько принципов коммуникаций.

  1. Увидеть «картину мира» другого человека. Сбои в коммуникации возникают, когда эти «картины» сильно не совпадают.
  2. Надо понимать, что 100-процентно успешных коммуникаций не бывает. Собеседниками неизбежно окажутся люди с разными стилями общения.
  3. Интенсивность общения создает стресс. Чтобы снимать его, важно в течение рабочего дня находить время для себя. Это нелегко. Бухгалтеры несут ответственность за всех и вся, гораздо лучше умеют заботиться о своей компании, чем о себе. Поэтому нужно постараться, чтобы сделать свою жизнь легче.

По завершении тренинга  Валерия Красневская сказала:

Основная сложность положения бухгалтеров в том, что именно им приходится транслировать остальным сотрудникам организации, включая руководителей, требования законодательства к ведению бизнеса. Это зачастую довольно сложно. Требуется высокая ответственность, педантичность оформления множества документов, соблюдение сроков сдачи отчётности. В потоке каждодневных дел тяжело доносить всем сотрудникам, что требования бухгалтера – это не его личная блажь, а жизненная необходимость организации.

– Есть ли какие-то универсальные советы решения этих проблем?

– Первое правило – это разговаривать! Прояснять, что не понятно, почему и что нужно, чтобы понять.

Второе – это осознавать, что мы все находимся в одной лодке, работаем в одной компании. А потому у нас цель: чтобы компания работала без конфликта с законами, что выгодно нам всем.

Третье – помнить, что любая коммуникация – это направленное действие, тоже имеющее свою цель. Необходимо осознавать ее и, одновременно, учитывать потребности собеседника.

Четвертое – по списку, но не по значимости. Необходимо стараться увидеть не только должность (бухгалтер, продавец, маркетолог), а стоящего за ней человека. Важно найти компромисс или лучшее решение для каждой ситуации.

Опубликовано в категории: О нас