Модернизация без результата: что в бух- и налоговом учете?

Ситуация. На счете 08 «Вложения в долгосрочные активы» накоплены затраты, связанные с модернизацией программного обеспечения, затраты на приобретение которого были признаны расходами на основании норм п. 6, 12 Инструкции N 25. Модернизация не увенчалась успехом, т.е. не дала желаемого результата. Можно ли указанные затраты списать в бухгалтерском учете и при исчислении налога на прибыль включить в состав внереализационных расходов на основании подп. 3.17 ст. 175 НК?

Мнение. Такие затраты возможно учесть в бухучете в составе прочих расходов, в налоговом учете – во вреррасходах.

Из чего исходим. Действительно, фактические затраты на приобретение нематериальных активов и приведение их в состояние, пригодное для использования, отражаются по дебету счета 08 «Вложения в долгосрочные активы» (п.15 Инструкции по учету НМА № 25).

При этом, при невыполнении любого из указанных в п.4  ч.1 п.5 Инструкции по учету НМА № 25 условий признания произведенные организацией затраты признаются расходами (п.6 Инструкции по учету НМА).

В таком случае, по нашему мнению, произведенные расходы, связанные с модернизацией программного обеспечения, могут быть списаны, если результат от такой модернизации не достигнут, в состав прочих расходов по текущей или инвестиционной деятельности (в зависимости от того, к какому виду деятельности в соответствии с учетной политикой организации относится создание НМА) (абз. 19 п. 13,  абз. 14 п. 14 Инструкции по бухучету доходов и расходов № 102).

Расходы на списание такого имущества (включая его стоимость) относятся для целей налогообложения в состав внеррасходов (п.3.17 ст.175 НК).

Е.Ф.Герштейн,

заместитель директора

ООО «Даксин Глобал Бел»