Вокруг законодательства: ФЕВРАЛЬ 2020

В этом обзоре мы обращаем ваше внимание на наиболее важные, по нашему мнению, положения разъяснений, изданных Министерством по налогам и сборам в феврале 2020 года

 

  1. О возможности использования при определении рыночной цены для целей налогообложения результатов независимой оценки (на основании позиции МНС, изложенной на официальном сайте министерства 03.02.2020)

— для установления правильности определения налоговой базы налога на прибыль или размера убытка при определении рыночных цен (рыночных показателей рентабельности) используется информация, указанная в статье 90 НК. К такой информации, в частности, относятся  сведения о рыночной стоимости объектов оценки, определенной в соответствии с законодательством Республики Беларусь об оценочной деятельности на основании фактически сложившихся рыночных цен по идентичным (при их отсутствии — однородным) товарам в сопоставимом налоговом периоде;

— отношения, связанные с осуществлением оценочной деятельности и возникающие в процессе деятельности по оценке стоимости отдельных объектов гражданских прав в Республике Беларусь, регулируются Положением об оценке стоимости объектов гражданских прав в Республике Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 13.10.2006 № 615;

— согласно подпункту 3.1 пункта 3 Положения стоимость объектов оценки в Республике Беларусь может определяться с использованием рыночных методов оценки, в том числе сравнительного метода, основанного на сравнении и учете отличий объекта оценки и аналогичных объектов, сходных с объектом оценки по основным экономическим, техническим, технологическим и иным характеристикам.

  • Исходя из подходов, изложенных в главе 11 НК, данный метод оценки является наиболее возможным для использования при определении стоимости имущества на основании фактически сложившихся рыночных цен по идентичным (при их отсутствии — однородным) товарам.

 

  1. Об определении места реализации работ (услуг) для целей НДС (на основании письма МНС от 12.02.2020 №  2-1-10/00303)

1) из законодательства следует, что при передаче в лизинг плательщику Республики Беларусь движимого имущества, не являющегося транспортным средством, иностранной организацией, не состоящей на учете в налоговом органе Республике Беларусь, взимание НДС должно осуществляться в Республике Беларусь, территория которой в данном случае признается местом реализации. Сумму НДС должен исчислять и перечислять в бюджет состоящий на учете в налоговом органе Республики Беларусь плательщик.

Плательщиками для целей применения Кодекса, а также Протокола ЕАЭС признаются в том числе иностранные организации, когда они осуществляют деятельность через постоянное представительство в Республике Беларусь.

 

2) иностранная организация осуществляет строительную деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство и состоит на учете в налоговом органе Республики Беларусь.

В ходе строительства объекта и оказания услуг по шеф-инспекции возникают затраты, связанные с осуществлением деятельности в Республике Беларусь: услуги по конструкторской разработке, услуги технических консультаций по строительно-монтажным работам на объекте строительства в Республике Беларусь.

  • Когда услуги по конструкторской разработке, услуги технических консультаций по строительно-монтажным работам предназначены для объекта строительства в Республике Беларусь, то есть имеет место оказание услуг, непосредственно связанных с недвижимым имуществом, в том числе возводимым, находящимся на территории Республики Беларусь, место реализации вышеназванных услуг определяется согласно положениям подпункта 1.1 пункта 1 статьи 117 Кодекса, в связи с чем в отношении их стоимости возникает объект налогообложения НДС в Республике Беларусь и в соответствии с пунктом 1 статьи 114 Кодекса – обязанность исчислить и уплатить НДС в бюджет Республики Беларусь у постоянного представительства китайской организации.

 

3) В заключении аудиторской организации иностранного государства подтверждены аудиторские, юридические услуги, являющиеся управленческими и общеадминистративными затратами головной иностранной организации.

Постоянному представительству, расположенному в Республике Беларусь, передана часть таких услуг в составе суммы управленческих и общеадминистративных затрат, понесенных иностранной организацией  за рубежом.  Их приобретение осуществлялось головной иностранной организацией у другой иностранной организации. О факте приобретения аудиторских, юридических услуг постоянное представительство «узнает» непосредственно из заключения аудиторской организации иностранного государства.

Указанные затраты головной иностранной организации принимаются для целей исчисления налога на прибыль ее постоянного представительства в Республике Беларусь не в полной сумме, а частично, так как указанные затраты подлежат распределению между головной организацией и ее постоянным представительством в Республике Беларусь или несколькими постоянными представительствами (при их наличии как в Республике Беларусь, так и других государствах).

  • При реализации услуг на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не осуществляющими деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство и не состоящими в связи с этим на учете в налоговых органах Республики Беларусь, обязанность по исчислению и перечислению в бюджет НДС возлагается на состоящих на учете в налоговых органах Республики Беларусь организации и индивидуальных предпринимателей, приобретающих данные услуги (пункт 1 статьи 114 Кодекса).

В соответствии с подпунктом 1.4 пункта 1 статьи 117 Кодекса в случае, если покупателем работ, услуг является иностранная организация, а потребителем являются ее представительство, постоянное представительство, которые осуществляют деятельность на территории Республики Беларусь и (или) местом нахождения которых является Республика Беларусь, то местом реализации работ, услуг не признается территория Республики Беларусь в отношении работ, услуг, расходы на приобретение которых отражаются в заключении аудиторской организации иностранного государства.  Настоящее положение применяется, в частности, в отношении аудиторских, юридических услуг.

Соответственно, при соблюдении условия абзаца первого части второй подпункта 1.4 пункта 1 статьи 117 Кодекса (условия о том, что покупателем аудиторских, юридических услуг является непосредственно головная иностранная организация), включенные в заключение аудиторской организации иностранного государства аудиторские, юридические услуги, определенные как часть от общей суммы управленческих и общеадминистративных затрат головной иностранной организации за отчетный (налоговый) период, не являются объектом налогообложения НДС в Республике Беларусь, поскольку местом реализации таких аудиторских, юридических услуг территория Республики Беларусь не признается. Обязанность исчислить и уплатить НДС в бюджет Республики Беларусь, установленная пунктом 1 статьи 114 Кодекса, у постоянного представительства иностранной организации не возникает.