БУХГАЛТЕРИЯ XXI ВЕКА: человеческий фактор в цифровой среде

Большинство людей даже не представляет, что с момента рождения и всю жизнь их сопровождают бухгалтерские операции. И как бы ни совершенствовались технологии управления информацией, они не заменяют добросовестность и профессиональное суждение человека, который ведет учет.

О месте и роли учетных работников в современном мире рассказывает Татьяна Зубович, член правления Белорусского общества профессиональных бухгалтеров.

– Как изменились условия работы бухгалтеров после появления новых постановлений и национальных стандартов бухучета?

– В отдельных моментах стало проще. На мой взгляд, существенный прорыв –возможность одностороннего оформления первичных учетных документов, хотя бы в отдельных случаях, определенных Министерством финансов и при соблюдении некоторых условий. Конечно, у нас есть еще много пожеланий по оптимизации бухгалтерского учета и отчетности. Поэтому белорусские бухгалтера не теряют надежды на дальнейшее реформирование законодательства, чтобы облегчить их нелегкий рутинный труд.

С национальными стандартами все намного сложнее. Особенно с НСБУ № 74 по финансовым инструментам. Много вопросов по его применению на практике: с рядом операций с ценными бумагами, отражением в отчетности. В профессиональных кругах среди бухгалтеров и аудиторов много споров на эту тему. И чем ближе к формированию годовой отчетности, тем споров больше. Безусловно, мы направляем запросы, получаем разъяснения. Но очень жаль, что при выходе нового НСБУ не открывается «горячая линия» методологов Минфина в интернете. Было бы полезно по каждой актуальной проблеме создавать чат, чтобы там можно было задать свой вопрос, почитать полемику коллег, примерить ее для себя, узнать мнения экспертов. Это было бы своего рода выполнением гарантийных обязательств в течение 12 месяцев по оказанной услуге. Обычный бизнес-подход.

В целом из-за множества нововведений жизнь бухгалтера проще не стала. Уже не верится, что новый закон был принят всего 2 года назад. После анонсов в СМИ о грядущих реформах в сфере бухгалтерского и налогового учета с некоторой опаской начинаешь задумываться о наступающем 2020 годе.

– Ощущаете ли вы перемены, связанные с цифровизацией экономики (например, с расширением электронных сервисов МНС)?

– В учебных пособиях цифровая экономика определяется как тип экономики, который характеризуется активным внедрением и практическим использованием цифровых технологий сбора, хранения, обработки, преобразования и передачи информации во всех сферах человеческой деятельности. Наверное, здесь каждый для себя выделит ключевые слова. Возможно, у кого-то они будут меняться с точки зрения важности на разных этапах жизни. Для меня здесь два ключевых слова: во ВСЕХ и ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ деятельности. Как только человек рождается, в его отношении сразу происходят какие-то бухгалтерские операции. Рассчитывается больничный для мамы, начисляется пособие по рождению, применяется стандартный вычет по подоходному налогу. Затем бухгалтерское сопровождение заботливо следует за человеком всю его жизнь. Дело не только в деньгах – это проявляется в самых разных аспектах на работе и в быту. Поэтому процесс цифровизации экономики стал неотъемлемой частью существования не только в бухгалтерской сфере. Да, в нашей профессии еще трудятся люди, которые вели главные книги вручную, стояли по 4 часа в ИМНС с пачками отчетов, тратили по полдня на разъезды. Мы хорошо представляем, как грандиозно продвинулись за последние 15 лет. Молодежи этого не понять. Как восторг от первых кнопочных мобильников сменился обыденным восприятием айфонов, так и эйфория с автоматизацией бухучета перешла к ситуации «нормально». Перемены от цифровизации в бухгалтерии тоже ощущаются. С интересом ждем новых. Хочется уйти от бумажных накладных к электронным на уровне всей страны, приравнять ЭСЧФ к актам, объединить ЭЦП на одном носителе, отказаться от ряда статистических форм, передать ряд функций, относимых к компетенции бухгалтерской службы CRM системам, перенести в личные кабинеты в интернете общение с контрагентами (сверки, акты и т.д.), задействовать боты в коммуникациях.

– А что тогда вы хотели бы изменить в налоговом законодательстве?

– Если честно, то мечтаю передать в ИМНС применение налоговых льгот по подоходному налогу (адресная связь государство-гражданин), а также целевое выделение средств в виде применение льготы по налогу на недвижимость за счет оказания спонсорской помощи спортивным организациям. Задумываюсь о целесообразности перехода с квартальной на годовую декларацию по налогу на прибыль. Когда-то это уже было: в течение года вносились авансовые платежи, а по итогам года делался один общий расчет. Хотелось бы, чтобы при передаче основных средств государственным эксплуатирующим организациям применялась льгота – по аналогии с передачей затрат. При самостоятельной подаче уточненных деклараций по налогам к доплате за период свыше 5 лет нужна «амнистия» – ограничение штрафов не более суммы налога. Сейчас данная норма применяется только в отношении камеральных проверок.

– Решил ли Налоговый кодекс, вступивший в силу с 1 января 2019 года, проблемы, связанные с налогообложением, с точки зрения бухгалтера?

– Новый Налоговый кодекс неожиданно дал серьезные возможности для снижения налоговой нагрузки для бизнеса. Многие пожелания были услышаны. Чего стоят нормируемые затраты и пересмотр лимитов инвестиционного вычета! Объять такой глобальный документ за 11 месяцев в многофункциональном предприятии по всем практическим ситуациям – непростое занятие. Тем более, что бухгалтеру приходится обращать внимание на любые мелочи: даже слегка переставленные слова или перенос запятой могут полностью изменить правовую норму.

– Какие риски профессии заботят белорусских бухгалтеров больше всего?

– Неправомерные действия или ненадлежащее выполнение бухгалтером своих обязанностей могут привести к серьезным имущественным, финансовым и репутационным потерям компании. И даже самый счастливый наниматель профессионально грамотного и суперкачественного в работе бухгалтера не гарантирован от «бухгалтерских» рисков.

Профессия бухгалтера, хотя он сидит в теплом кабинете, достаточно высокорисковая. Когда-нибудь наше законодательство перестанет так быстро меняться, придет четкая формализация процессов, и мы нивелируем гражданско-правовые, налоговые и кадровые риски в бухгалтерии до приемлемого уровня. Но пока эти риски есть и один из самых серьезных – информационный. Бухгалтерский учет — система непрерывного формирования информации в стоимостном выражении об активах, обязательствах, о собственном капитале, доходах, расходах организации. Документирование, инвентаризация, учетные оценки, двойная запись на счетах бухучета и обобщение в отчетности – все это формирование и обработка информационных потоков. Важна не только сумма, но и суть происходящего. При неверном документировании процессов, несвоевременном получении информации невозможно обеспечить корректность данных бухгалтерского и налогового учета. В ходе проверок, аудита одно из самых распространенных нарушений – «в бухгалтерском учете некорректно отражено». Чаще всего в э том сразу винят бухгалтера. Между тем, согласно закону создать необходимые для условия для ведения бухгалтерского учета и составление отчетности обязан руководитель организации. Он же должен обеспечить неукоснительное выполнение работниками организации требований главного бухгалтера, в части соблюдения порядка оформления и представления документов и сведений, необходимых для ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, и иных требований по вопросам, находящимся в их компетенции. Поэтому важно, чтобы руководитель компании взвешенно подходил к причинно-следственным связям и ответственности и декомпозировал ее с учетом действий/бездействий ответственных исполнителей, тех, кто непосредственно участвует в оформлении первичных документов, составлении договоров и корпоративных ЛНПА. Даже если общество придет к грандиозному уровню автоматизации и количество учетных работников сократится, информационный риск бухгалтерского учета останется.

Есть еще специфичный коммуникационный риск. Бухгалтер жалуется, что его не слышат и приходится тратить свой жизненный ресурс на попытки «достучаться». Никто не снимает рисков бизнес-среды, когда бухгалтер вынужденно осознанно принимает решение по способу оформления операций. Простой пример: давние дебаты по применению накладных ТН и ТТН. Подобные проблемы не влияют на достоверность учетных данных и отчетности, но даже формальное нарушение законодательства бывает опасно. Развиваются риски профессионального суждения: с одной стороны, все больше расширяется зона для его применения, а с другой, при неопределенности либо противоречивости законодательства нужно искать защиту. Тут важна помощь экспертов, корректное применение принципа презумпции невиновности, а также формирования механизма генерации профессионального суждения по проблемным вопросам на всех уровнях – от отдельной компании до профессиональных обществ аудиторов и бухгалтеров.

Хочу пожелать нашим бухгалтерам, чтобы риски сводились только к случайным событиям, а не были ежедневной составляющей их работы. Это облегчит нам жизнь и избавит от профессионального выгорания.