- Почтовая рассылка и налоговые затраты
Ситуация. Организация заключила долгосрочный договор с РУП Белпочта на оказание услуг по почтовой адресной рассылке. Сформированы конверты с рекламными проспектами по проводимым в 2023 году выставкам и переданы РУП Белпочта для рассылки организациям по списку.
Рекламные материалы отправлены, выставлен счет-чек
Как организации учесть при налогообложении услуги РУП Белпочта, как расходы на услуги связи или рекламные расходы? Нужно ли платить сбор за размещение (распространение) рекламы, если договор на распространение рекламы с РУП Белпочта не заключался?
Наше мнение. Такие расходы является рекламными расходами для организации.
Сбор за размещение (распространение) рекламы должен уплачиваться.
Из чего исходим. Как известно, реклама — информация об объекте рекламирования, размещаемая (распространяемая) в любой форме с помощью любых средств, направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и (или) его продвижение на рынке (ч.10 ст.2 Закона о рекламе).
К расходам на рекламу, за исключением расходов, указанных в подпункте 2.10 пункта 2 статьи 171 НК, относятся, в том числе, расходы на рекламу на бумажных носителях, не относящихся к печатным средствам массовой информации (п.2.10 ст.170 НК-2023).
Таким образом, расходы по распространению информации об организации (ее услугах) путем почтовой рассылки рекламных проспектов правомерно рассматривать в качестве рекламных расходов, учитываемых при налогообложении в соответствии с подп.2.10 ст.170 НК.
Объектом обложения сбором за размещение (распространение) рекламы признается размещение (распространение) рекламы на территории Республики Беларусь (п.2.2 Указа № 131).
Базой для исчисления сбора является стоимость фактически оказанных для рекламодателя услуг по размещению (распространению) рекламы без налога на добавленную стоимость.
Договор, предусматривающий оказание услуг по размещению (распространению) рекламы, должен содержать стоимость оказанных для рекламодателя услуг по размещению (распространению) рекламы (п.2.5 Указа № 131).
Вместе с тем, НК-2023 данные нормы в целях налогообложения конкретизированы.
Объектом обложения сбором признается оказание рекламодателю (рекламораспространителем рекламному агентству в случае, указанном в подпункте 1.2 пункта 1 статьи 307-12 настоящего Кодекса) услуг по размещению (распространению) рекламы на территории Республики Беларусь, включая размещение (распространение) рекламы в сети Интернет (п.1 статьи 307-13 НК-2023).
Налоговой базой сбора признается стоимость фактически оказанных рекламодателю (рекламораспространителем рекламному агентству в случае, указанном в подпункте 1.2 пункта 1 статьи 307-12 настоящего Кодекса) услуг по размещению (распространению) рекламы без налога на добавленную стоимость (статья 307-14 НК-2023).
Таким образом, определение налоговой базы не ставится в зависимость от наличия либо отсутствия договора оказания рекламных услуг, соответственно при фактическом оказании таких услуг сбор за размещение (распространение) рекламы подлежит уплате плательщиком-рекламодателем (ст.307-12 НК-2023) не позднее срока, установленного п.1 ст.307-18 НК-2023.
Е.Ф. Герштейн,
заместитель директора
ООО «Даксин Глобал Бел»