По итогам «круглого стола» 11 апреля 2019 г.

Зачем нам квартальный ПУ-3


Ответ на этот вопрос озвучил на круглом столе, организованном  «Белорусским  обществом  профессиональных  бухгалтеров»  начальник  управления  методологии  сбора  платежей  и  профессионального  пенсионного  страхования  ФСЗН  Владимир  КЛИМЧЕНКО.

С 1 января 2019 года форма ПУ-3 подается в органы ФСЗН ежеквартально и в новом формате. Например, ПУ-3 за I квартал необходимо представить в апреле.

Тема сбора поквартально формы ПУ-3 возникла еще во время введения персонифицированного учета в 2000 году, пояснил В. Климченко. Но ее не раскрутили. К этому времени в России уже был богатый негативный опыт поквартального сбора документов персонифицированного учета, в которых она буквально «погрязла». Ведь «ручные» и сканированные документы трудно было ввести в систему, а технические возможности не позволяли быстро и четко осуществить идею.

Поэтому определенную роль в переходе на поквартальную отчетность сыграла информатизация технологий и отмена «розовых бланков», которые вводились с помощью сканирования.

Впрочем, со временем это требование все чаще стало исходить от других госорганов. Во-первых, информация необходима при оформлении жилищных субсидий. Во-вторых, оперативные персональные сведения нужны для обновления Базы данных трудоспособных граждан, незанятых в экономике, которую планируется актуализировать чаще одного раза в год.  Кроме того, есть запрос на персональную информацию от силовых структур.

У Фонда тоже есть заинтересованность в квартальной отчетности. Так лучше «видны» многочисленные, к сожалению, предприятия, которые входят в стадию ликвидации либо банкротства. Эти проблемы как будто отменяют для агентов Фонда обязанность подавать сведения о работниках по форме ПУ-3.

«Полагаем, что сокращение периода представления ПУ-3 минимизирует негативные последствия непредставления работодателем сведений в Фонд для работников, поскольку все пенсии назначаются исходя из сведений персонифицированного учета. Нет сведений ПУ – нет достаточной информации для назначения пенсий. В этом случае восстановить свои права человек может только в судебном порядке».

Автор публикации: Елена ПЕТРОШЕВИЧ
Источник

Неоконченная история Фонда социальной защиты

Законодательство о страховых и пенсионных взносах в Фонд социальной защиты населения будет меняться путем корректировок действующих норм, все еще требующих доработки, но с перспективой объединения к 2020 году всех нормативных правовых актов в единый документ наподобие кодекса. Об этом рассказал во время круглого стола, организованного «Белорусским обществом профессиональных бухгалтеров», начальник управления методологии сбора платежей и профессионального пенсионного страхования ФСЗН Владимир КЛИМЧЕНКО.

Уплату взносов в бюджет Фонда регулируют три основных документа и сопутствующие им подзаконные акты. В Законе «Об основах государственного социального страхования» определены категории граж­дан, на которых распространяется государственное социальное страхование. В Законе «Об обязательных страховых взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь» установлены категории плательщиков, объект для начисления взносов, размеры взносов. В Положении об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей, утв. Указом Президента от 16.01.2009 № 40, прописан порядок и сроки уплаты взносов.

Объектом для начисления взносов являются выплаты всех видов в денежном или натуральном выражении, начисленные в пользу работающих по всем основаниям, независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по гражданско-правовым договорам. Перечень выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в т.ч. по профессиональному пенсионному страхованию, утвержден постановлением Совмина от 25.01.1999 № 115 (далее – Перечень № 115). Не начисляются взносы также на выплаты, превышающие 5-кратную величину средней заработной платы по республике.

«Что касается Перечня № 115, то в I полугодии 2019 г. предусмотрено представление в правительство предложений по его корректировке. Все возможные моменты будут приводиться в соответствие с Налоговым кодексом, чтобы не было никаких нюансов при начислении взносов в бюджет Фонда. Непосредственно корректировок в Перечень № 115, скорее всего, в этом году не будет. Открою секрет, что в январе 2020 г. Фонд должен внести в правительство единый документ, который объединит Указ № 40, законы, перечни выплат для начисления или неначисления взносов и все другие предписания по страхованию. Фонд вплотную занят этой работой, и вносить изменения в действующие документы на короткое время просто неразумно», – рассказал В. Климченко.

Тем более что в последнее время некоторые изменения с трудом приживаются на практике. Вспомнить можно корректировки в тот же Перечень № 115 в 2017 г. или совсем свежие указания по оплате командировочных расходов.

«Позиция регуляторов часто выражена не четко. Практикам приходится метаться и делать запросы, а органам – писать письма и давать разъяснения, чтобы навести рез­кость. При подготовке документов совершенно необходимо делать упор на определенность», – отметил исполнительный директор «Белорусского общества профессиональных бухгалтеров» Евгений Герштейн.

 

Как наполняется Фонд

Основным источником доходов Фонда являются обязательные страховые взносы, поступающие от юридических лиц.

«Вся эта истерия с индивидуальными предпринимателями и со всеми категориями физических лиц в денежном плане ничего не стоит. Если бы все они прекратили платить в бюджет Фонда, мы бы в принципе даже не почувствовали. Их доля в поступлениях 2018 года составила примерно 0,9%», – уточняет представитель ФСЗН.

На учете в органах Фонда состоит 585 тыс. субъектов хозяйствования. Из них 207 тыс. юридических лиц, остальные – различные категории физлиц.

Всего в 2018 г. в бюджет Фонда поступило 13,9 млрд руб., из них от работодателей – 12,8 млрд руб., остальное – штрафы, трансферты Минфина и другие источники. По итогам года Фонд сработал с профицитом 314,9 млн руб. Все трудовые пенсии и пособия финансировались из средств Фонда. Расходы на трудовые пенсии составили 77,2% (10,5 млрд руб.), пособия – 21,3% (2,9 млрд руб.).

При этом было замечено, что, по расчетам Фонда, шести процентов, уплачиваемых работодателями на обеспечение социального страхования. для покрытия расходов на эти цели недостаточно, необходимо 7%, для того чтобы не пересекались потоки на пенсионные и социальные выплаты.

 

Нужна ли другая система

Принцип работы Фонда – страховой. Претендовать на пособия и пенсию могут только плательщики взносов. Что касается пенсионной системы, то она солидарная, основанная на взаимопомощи поколений.

«Переход к другой системе невозможен, да и не нужен. Солидарные системы работают, например, в Германии и Швеции. Наряду с этим хорошие сбережения пенсионерам там обеспечивают частные накопительные фонды. Но и на нашем рынке существуют программы дополнительного индивидуального пенсионного страхования, например, в «Стравите» или «Приорбанке», – считает В. Климченко.

Право на пенсию дает страховой стаж – период уплаты взносов в Фонд. В 2019 г. он составляет 17 лет, а к 2025 г. увеличится до 20 лет. Если к моменту выхода на пенсию страхового стажа нет, трудовая пенсия не назначается. И здесь два пути: доработать стаж или ждать назначения социальной пенсии, которая выплачивается мужчинам старше 65 лет, женщинам – старше 60 лет. Размер минимальной трудовой пенсии на сегодня составляет 217 руб., социальной – 108 руб.

 

Выпадающие доходы

Упускаемая выгода для бюджета – «льготные» отношения с резидентами индустриального парка «Великий камень» и Парка высоких технологий.

Средняя зарплата в ПВТ превосходит 5-кратную величину средней зарплаты по республике. При этом страховые взносы не начисляются на часть дохода работника, превышающую 1-кратный размер общереспубликанской средней заработной платы. Исключение составляет обслуживающий персонал.

«Поступления в Фонд от резидентов Парка все равно солидные, особенно на фоне огромного количества плательщиков, рассчитывающих взносы от минимальной зарплаты. Но есть и обратный «сюрприз», например, размер больничного для женщин-матерей. Неоднократно предпринимались попытки довести размер взносов от резидентов ПВТ до двух средних заработных плат по республике», – говорит наш собеседник.

Пока не получилось, но идея все еще жива. Выпадающие доходы от ПВТ, по оценке В. Климченко, в 2017 г. составляли приблизительно 1,3 млрд руб. Для Фонда это огромная сумма. Тем более что «Великий камень» пока не работает в полную мощь. Дальше подсчеты от ущерба клондайков будут еще печальнее.

 

Назначение больничных и пособий

Фонд планирует постепенно уйти от «зачетного метода» выплаты больничных и пособий, когда организация перечисляет средства в Фонд за минусом таких расходов.

«Мало кто в мире использует этот метод. Мы от него тоже пытаемся уйти. Правительство уже одобрило план действий по устранению зачетного метода. Сейчас слово за Минздравом, курирующим переход на электронные больничные. Планируется, что назначать все больничные и пособия будут органы Фонда, а организации будут уплачивать взносы в полном размере», – анонсирует перспективу В. Климченко.

Мотивация к переходу на другую систему проста. Фонд очень редко проводит проверки правильности исчисления и уплаты взносов. При этом основные выявляемые нарушения – это незаконное расходование средств в случаях, когда нет документов, подтверждающих болезнь, беременность и даже роды. Все это потери Фонда. Поэтому как только электронные больничные листы станут нормой, система назначения пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам будет изменена.

 

Зачем нам квартальная ПУ-3

С 1 января 2019 г. форма ПУ-3 подается в органы ФСЗН ежеквартально. С одной стороны, это результат спроса госорганов на оперативную персональную информацию, необходимую для оформления жилищных субсидий, обновления Базы данных трудоспособных граждан, незанятых в экономике, от силовых структур. С другой стороны, так Фонду лучше «видны» многочисленные предприятия, которые входят в стадию ликвидации либо банкротства, не подающие сведения о своих работниках.

«Данные персонифицированного учета будут усложняться. Налоговые органы создают базу данных доходов граждан, в которой по определенной кодировке можно будет видеть четко, из чего состоит доход каждого человека в стране. В формы ПУ предлагается даже ввести графы, отражающие информацию, вообще не связанную с начислением взносов», – удивил всех представитель Фонда.

Разговор на круглом столе был оживленным, ни одного вопроса практиков не осталось без ответа. Более того, беседа со временем перешла в совсем откровенную плоскость, и участники стали делиться опытом разумного манипулирования нормами законодательства. Были просьбы к В. Климченко, например, отрегулировать работу порталов по приему электронных документов. В ответ он заверял в доступности и просил обращаться с вопросами по рабочему телефону.

Автор публикации: Елена ПЕТРОШЕВИЧ
Источник