Бумажная канитель или настоящее упрощение учета?

Тема бумажного документооборота, соблюдения бесчисленных «правил игры» по применению первичных учетных и подобных документов как-то незаметно отошла в сторону. Как будто у нас вследствие цифровизации экономики и действительно поступательного движения в этом направлении исчезла обязанность соблюдать строжайшие предписания по заполнению тех же ТТН, актов выполнения работ в условиях, будем откровенны, непредсказуемости оценки и квалификации контролирующими органами любой ошибки.

К примеру, в этом году приняты нормативные акты Минфина в отношении порядка отражения в первичных учетных документах (далее – ПУД) хозяйственных операций (постановление от 08.08.2018 № 55 «О дате совершения отдельных хозяйственных операций»), внесения исправлений, указания показателей, корректировок в ПУД (постановление от 21.12.2015 № 58 «О некоторых вопросах составления первичных учетных документов»).

Эти документы вступают в силу с 2019 года, но все равно, когда бы они ни начали действовать, речь идет о бесконечном непрерывном установлении предписаний – от способа зачеркивания ошибочной записи в ПУД («тонкой линией», а каков критерий тонкости?) до учинения подписей.

Или вот еще: постановление Совмина № 360 об обязательных ПУД содержит, казалось бы, всего 8 форм, из которых три – Минстройархитектуры, которое, к слову, «размножило» их до шести.

Внимание и постоянная забота государства о «совершенствовании» ПУД не дают покоя ни бухгалтеру, ни руководителю (собственнику) предприятия.

И это не прихоть Минфина, но соблюдение тех самых «правил игры», которые во многом по инерции продолжают главенствовать в подходах госорганов к бизнесу: регламентировать, подозревать (так или иначе в недобросовестности) и в конечном счете – контролировать.

В этом, на мой взгляд, состоит основное противоречие между декларируемым и действительно закрепленным, в т.ч. в актах Президента, стремлении к раскрепощению предпринимательства, с одной стороны, и реалиями хозяйственной практики и контрольной деятельности – с другой.

Так, Декретом Президента от 23.11.2017 № 7 «О развитии пред­принимательства» (далее – Декрет № 7) определено, что взаимодействие госорганов, иных госорганизаций, их должностных лиц с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (ИП) основывается на презумпции добросовестности субъектов хозяйствования. А Указом Президента от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» проверяемый субъект признается добросовестно исполняющим требования законодательства, пока не доказано иное; в случае неясности или нечеткости предписаний акта законодательства решения должны приниматься в пользу проверяемого субъекта.

Между тем Указ Президента от 23.10.2012 № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств» устанавливает обязанность организаций и ИП обеспечивать проверку ПУД на предмет их соответствия требованиям законодательства. Для целей налогообложения согласно Указу № 488 факт совершения хозяйственной операции подтверждается ПУД, имеющим юридическую силу. При этом ПУД обладает юридической силой только в случае действительности совершения отраженной в нем хозяйственной операции. И тому подобное.

Как говорится, опасайся всегда – «дамоклов меч» повсеместного применения Указа № 488 висит в воздухе. Зато по Декрету № 7 отменили обязательность наличия печати: это, видимо, очень мешало бизнесу. Получается, сам ПУД – под увеличительным стеклом проверяющих, зато заверять этот документ печатью не требуется. Не парадокс ли?

Сегодня субъект хозяйствования – заложник ПУД. Как будто одного Указа № 488 мало – соблюдение требований всех постановлений и инструкций ставит зачастую в тупик: по сути, всякий ПУД может содержать сведения, которые будут оцениваться в качестве обязательных либо необязательных («не слишком обязательных» – как вариант).

И тогда думай: например, строка «Основание отпуска» в ТТН обязательна к заполнению и должна быть заполнена строго «по формату» инструкции, либо с точки зрения Закона о бухучете – это необязательный реквизит (см. ст. 10 этого Закона).

Таких ребусов сколько угодно, а ответственности – еще больше, хотя формально соответствующая статья из КоАП исключена.

Даже электронные накладные (кстати, так и не получившие широкого распространения), разработанные аж при участии Национальной академии наук, не решают эти проблемы в принципе, тем более, что любой проверяющий вправе потребовать распечатки накладных.

Таким образом, очевидна нестыковка между необходимостью упрощения бухучета, о чем неоднократно заявлялось с самых высоких трибун, и отсутствием практических подвижек. А ведь именно ПУД с этими бесконечными усовершенствованиями – та отправная точка (даже основа!) для действительного упрощения учета.

Не надо далеко заходить в дебри высоких технологий. Мы с очевидным упорством игнорируем многолетний общеевропейский опыт применения универсального документа – инвойса, который, по сути, заменяет сразу несколько документов: ТТН (ТН), акт, счет-фактуру.

Именно инвойс, и только он, применятся для оформления (сопровождения) хозяйственной операции в странах ЕС. Благодаря ему отпадает необходимость в трудоемкой работе: привязывать счета к ТТН, ТТН, к тем же ЭСЧФ. (А ведь сегодня белорусскому бухгалтеру нужно еще увязать все это с платежным поручением!)

В инвойсе аккумулируются все отметки о движении товара, и только на его основании перечисляются денежные средства. При этом не будет расхождений между разными документами – уже хотя бы по той банальной причине, что документ этот – единый и единственный.

Разумеется, инвойс – не панацея, но с его использованием в Беларуси могли бы не просто закончиться разговоры об упрощении бухучета, а действительно был бы сделан большой шаг в этом направлении.

В любом случае, никакое раскрепощение бизнеса и упрощение бухучета невозможны, на мой взгляд, без перемен в отношении к «бумажному» вопросу, реальных изменений подходов к ПУД, и, безусловно, без пересмотра «карающих» мер, содержащихся в том же Указе № 488.

Автор публикации: Валентина НЕИЗВЕСТНАЯ, председатель Правления ОО «Белорусское общество профессиональных бухгалтеров»

Источник