О некоторых налоговых новациях в проекте НК-2025.

НЕКОТОРЫЕ НОВАЦИИ ПРОЕКТА НК-2025

  • Взаимозависимые лица

В настоящее время лица признаются взаимозависимыми, когда одно лицо осуществляет (непосредственно или косвенно) контроль над другим лицом (другими лицами).

НК-2025 критерий контроля будет касаться в том числе:

1) отношений между организацией и лицом, осуществляющим полномочия ее единоличного исполнительного органа;

2) отношений между организациями, в которых полномочия единоличного исполнительного органа осуществляет одно и то же лицо;

3) отношений между организацией и работником этой организации.

  • Налог на прибыль

1) Отменяются пониженные ставки (аналогично – для подоходного налога) в отношении дивидендов, получаемых участниками (акционерами) белорусской организации — налоговыми резидентами Республики Беларусь

— в размере 6% — с 2026 г.;

— в размере 0% — с 2028 г.

2) Экономически обоснованные затраты

Вводится дополнительный критерий для определения затрат, которые не могут быть признаны экономически обоснованными, а именно: расходы по выплатам, связанным с предоставлением взаимозависимым лицом персонала организации и осуществляемым после заключения такой организацией трудового договора с работником (гражданско-правового договора с физлицом), предоставленным ей.

3) Инвестиционный вычет.

С 2025 г. вводятся дополнительные ограничения по применению:

— предоставлять ИВ в отношении зданий и сооружений только производственного назначения.

— установить запрет на применение ИВ:

— для бюджетных организаций, общественных объединений, религиозных организаций, республиканских государственно-общественных объединений, иных некоммерческих организаций, созданных в соответствии с законодательством, кроме организаций потребительской кооперации;

— к первоначальной стоимости основных средств, нормативный срок службы которых составляет менее 5 лет, и стоимости вложений в их реконструкцию;

— к первоначальной стоимости основных средств, полученных правопреемником при реорганизации (за исключением реорганизации в форме преобразования) от реорганизованной организации в соответствии с передаточным актом или разделительным балансом.

В целях применения ИВ к зданиям производственного назначения предлагается относить основные средства (их части), определенные в качестве нежилых зданий законодательством, за исключением административных зданий, зданий гостиниц и других зданий для краткосрочного проживания, зданий гаражей, паркингов и иных зданий для хранения автомобилей, зданий культурно-развлекательного, физкультурно-оздоровительного, спортивно-массового и спортивного назначения, зданий, используемых (предназначенных для использования) в деятельности в сферах игорного бизнеса, торговли, общественного питания. При этом к зданиям, используемым (предназначенным для использования) в деятельности общественного питания, не относятся здания производственного назначения, в которых размещены столовые и иные объекты общественного питания.

К сооружениям производственного назначения предлагается относить основные средства (их части), определенные в качестве сооружений законодательством, регулирующим нормативные сроки службы основных средств, за исключением сооружений, используемых (предназначенных для использования) в административных, культурно-развлекательных, физкультурно-оздоровительных, спортивно-массовых и спортивных целях, для хранения, стоянки или парковки автомобилей, для осуществления деятельности в сферах игорного бизнеса, торговли, общественного питания.

К стоимости вложений в реконструкцию относятся фактические затраты, связанные с проведением реконструкции, модернизации, ремонтно-реставрационных работ, дооборудования зданий, сооружений, передаточных устройств, машин и оборудования, транспортных средств, с возведением последующих очередей строительства, пусковых комплексов, которые увеличили в бухгалтерском учете первоначальную стоимость этих основных средств, используемых в предпринимательской деятельности.

4) Расходы по доставке работников до места работы (рабочего места) и обратно

Предоставляется право организациям учитывать при налогообложении в составе прочих нормируемых затрат расходы по доставке работников до места работы и обратно.

В НК-2025 нет дополнительных условий для отнесения таких расходов в состав затрат, то есть доставка может осуществляться как собственными силами организации, так и с использованием привлеченного транспорта, вне зависимости от обслуживания маршрута общественным транспортом.

5) Внереализационные расходы. Состав внереализационных расходов дополняется расходами на списание недоамортизированной части неотделимых улучшений при досрочном расторжении договоров аренды, финансовой аренды (лизинга) (п. 73 Проекта).

Не будут учитываться при налогообложении отрицательные курсовые разницы, возникающие при пересчете выраженной в белорусских рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте, стоимости активов и обязательств, возникших в связи с предоставлением и (или) получением займов.

  • Налог на доходы

1) Из объекта (подп. 1.11.4 ст. 189 НК) исключаются доходы, возникающие при выходе (исключении) из организаций, находящихся на территории Республики Беларусь.

Однако подп. 1.5 ст. 189 НК-2025 вводится новый объект налогообложения — доходы иностранных организаций, являющихся участниками (акционерами) белорусских организаций, получаемые в связи с их выходом (исключением) из белорусских организаций либо при распределении между акционерами (участниками) прибыли, имущества ликвидируемых белорусских организаций (абз. 10 и 11 п. 82 ст. 1 Проекта). По данному объекту налогообложения:

— устанавливается порядок определения налоговой базы. Так, из доходов можно будет вычесть затраты, понесенные иностранной организацией на оплату взноса (вклада) в уставный фонд белорусской организации, и (или) затраты на оплату при приобретении доли (пая, акций) в такой организации. При этом сумма дохода иностранной организации и сумма ее затрат подлежат пересчету в порядке, установленном ч. 4 подп. 1.1.4 ст. 190 НК.

Таким образом:

— доходы, возникающие при выходе (исключении) из белорусских организаций, и в 2025 г. будут облагаться налогом на доходы, но уже как самостоятельный объект налогообложения с применением ставки 15%. В настоящее время по таким доходам применяется ставка 12%;

— указанный объект налогообложения расширяется за счет доходов, получаемых иностранными организациями при ликвидации белорусских организаций в результате распределения прибыли и имущества этих организаций между их акционерами (участниками). Ранее вопрос налогообложения таких доходов не был урегулирован.

  • Вводится новый объект налогообложения в виде доходов от выполнения работ, оказания услуг взаимозависимому лицу(кроме доходов от выполнения работ, оказания услуг, указанных в иных подпунктах п. 1 ст. 189 НК). При этом взаимозависимость лиц будет определяться в соответствии со ст. 20 НК.

Таким образом, с 2025 г. под обложение налогом на доходы будут попадать любые виды работ и услуг (кроме тех, которые указаны в других пунктах перечня объектов налогообложения), если налоговый агент является взаимозависимым лицом иностранной организации, выполняющей (оказывающей) работы (услуги).

3) По дивидендам вводится ставка 25% независимо от страны резидентства иностранного участника (акционера).

В обновляемом с 2025 г. подп. 1.4 ст. 192 НК меняется не только вид облагаемого дохода (данный подпункт будет регулировать налогообложение дивидендов и приравненных к ним доходов (подп. 1.4 ст. 189 НК), но и размер налоговой ставки. Так, Проектом предусматривается установить в отношении дивидендов ставку 25%. Вводимая в НК ставка 25% будет распространяться на дивиденды иностранных организаций независимо от страны их резидентства (т.е. применяться как для резидентов государств, которые включены в перечень недружественных государств, так и для резидентов других иностранных государств).

4) Подтверждение статуса фактического владельца дохода станет обязательным.  Если иностранная организация претендует на получение по международному договору льготы по доходу фактического владельца, то помимо подтверждения постоянного местонахождения (далее — подтверждение резидентства) она обязана будет представить подтверждение того, что является фактическим владельцем дохода. Форму такого подтверждения устанавливает МНС. В дополнение к подтверждению фактического владельца могут быть запрошены документы, указанные в п. 3 ст. 194 НК.

Подтверждение резидентства и подтверждение фактического владельца могут представляться в налоговый орган до и после установленного законодательством срока представления декларации, в которой подлежит отражению доход (платеж). Представить эти подтверждения можно в виде электронного документа в качестве приложений:

— к декларации по налогу на доходы, если налоговый агент представляет ее в электронном виде;

— к письму налогового агента, составленному в виде электронного документа.

Подтверждение фактического владельца так же, как и подтверждение резидентства, представляется в налоговый орган ежегодно и действительно на протяжении календарного года, в котором оно выдано, если иное не установлено ст. 194 НК.

Проектом определены случаи, когда действие подтверждения фактического владельца прекращается: при смене адреса, банковских реквизитов, организационно-правовой формы иностранной организации, получателей дохода (платежей) или иных изменениях, затрагивающих критерии определения факта осуществления иностранной организацией предпринимательской деятельности, которые поименованы в ч. 2 п. 2 ст. 194 НК.

Также определены категории иностранных (международных) организаций, на которые не распространяется требование о предоставлении подтверждения фактического владельца. В частности, такое подтверждение не будут представлять:

— иностранные организации, у которых суммы налога, не отраженные в декларации по налогу на доходы в связи с применением льготы по доходу фактического владельца, не превышают 40 000 бел. руб. в совокупности за налоговые периоды текущего календарного года;

— иностранные организации, в которых доля прямого участия Республики Беларусь (в лице уполномоченных органов или организаций) составляет не менее 50%.

Информацию и документы, подтверждающие принадлежность плательщика к таким категориям лиц, налоговые агенты должны будут представить в налоговый орган вместе с декларацией по налогу на доходы при первоначальном начислении (первой выплате) дохода, а впоследствии — через каждые 12 месяцев, а также по письменному требованию налогового органа.

  • НДС

1) В новой редакции изложен п. 2 ст. 114 НК. В соответствии с ним иностранные организации, осуществляющие деятельность по реализации объектов, в связи с осуществлением которой они состоят или обязаны стать на учет в налоговых органах Республики Беларусь, должны исчислять и уплачивать НДС с начала осуществления такой деятельности.

Согласно редакции п. 2 ст. 114 НК-2024 иностранные организации, не состоявшие на учете в налоговых органах Республики Беларусь, но обязанные стать на такой учет в связи с превышением 180-дневных сроков осуществления деятельности, должны были исчислять и уплачивать НДС начиная с месяца, на который приходится наиболее ранняя из дат:

день, следующий за днем постановки на учет в налоговом органе Республики Беларусь в соответствии с ч. 3 подп. 1.5 ст. 70 НК-2024;

день, следующий за днем истечения периода, установленного п. 3 и 4 ст. 180 НК-2024.

2) Снова — взимание НДС с иностранных организаций. В частности, предусмотрено, что при осуществлении иностранной организацией предпринимательской деятельности, приводящей к возникновению постоянного представительства в связи с осуществлением которой она состоит или обязана стать на учет в налоговых органах Республики Беларусь, и (или) при наличии у иностранной организации на территории Республики Беларусь представительства налоговая декларация (расчет) по НДС представляется иностранной организацией по всем объектам налогообложения НДС по месту постановки иностранной организации на учет в налоговом органе в связи с осуществлением деятельности через постоянное представительство). Это связано с введением в ГК обязанности регистрировать филиалы иностранных организаций для осуществления предпринимательской деятельности нерезидентов на территории Республики Беларусь (ст. 51-1 ГК).

3) Уточняется норма в части запрета на внесение изменений и дополнений в учетную политику в течение календарного года в части порядка распределения вычетов. Теперь предусмотрено, что применение одного из двух методов распределения налоговых вычетов в отношении налоговых вычетов по определенным плательщиком видам деятельности (операциям) (метод удельного веса или метод раздельного учета) должно быть предусмотрено в учетной политике организации и производиться с начала и до окончания соответствующего календарного года.